В Венеции покажут первый фильм в формате 96 кадров в секунду
Во внеконкурсной
программе Венецианского кинофестиваля «Нон-фикшн» покажут фильм классика документального кино
Виктора Косаковского «Акварель». Главным героем фильма будет, по словам режиссера, вода в самых ее удивительных проявлениях.
По словам Косаковского, в мире не существует проекторов, которые способны показывать полнометражное кино с проекцией 96 кадров, поэтому параллельно с работой над фильмом велось усовершенствование имеющихся аппаратов. Теперь проектор готов, и режиссер уверен, что как только зрители Венеции увидят кино в формате 96 кадров в секунду, они больше не захотят смотреть ничего другого, и кинематограф навсегда изменится.
«Кино уже сто лет снимают со скоростью 24 кадра в секунду, и я думаю, что пора менять эту ситуацию, — говорит Косаковский. — Вода — субстанция необычная, и мне показалось очень важным и снимать это со скоростью 96 кадров в секунду, и показывать с такой же скоростью». Это нужно, чтобы человек каждую каплю воды видел не «смазанно», белыми штрихами, как на экране с проекцией 24 кадра в секунду, а по отдельности, настолько четко, насколько даже обычный человеческий глаз не способен увидеть в реальной жизни: «Все происходит быстро, но ничего не прерывается, не рябит, а воспринимается как единое целое».
Косаковский снимает движение воды с маленького расстояния, но за счет сверхкачества изображения мозг зрителя будет воспринимать эти планы как сделанные свысока. Это одна из многочисленных оптических иллюзий, которыми будет наполнен фильм. Косаковский говорит, что чаще всего зритель не будет понимать, что на самом деле он видит, что это за пространство, каков его объем, размер, и тем более — как это снято. «У нас есть несколько планов, про которые все, кто их видел, думают, что они вовсе сняты с космической станции. А я пока не буду говорить, как это сделано, увидите сами в Венеции», — обещает Косаковский.
Сюжет фильма режиссер не раскрывает, но говорит, что все будет построено на иллюзии. Скажем, фильм начинается как триллер и даже как будто заявляет главных героев картины, но потом оказывается, что все совсем иначе. «Только на двадцатой минуте мы понимаем, что не люди — главные герои этой истории. Не так просто удержать зрителя в зале полтора часа, показывая ему в каждом кадре воду, — говорит Косаковский. — Но мы сделали так, что ни один человек из зала не уйдет. Поверьте, у этой картины неожиданная форма». Закадрового текста в фильме не будет, и не будет синхронных интервью, только несколько реплик на разных языках.
Замысел фильма, по словам Косаковского, возник у него на съемках картины
«Да здравствуют антиподы!». Он работал над эпизодом на Байкале, и одна из героинь, девочка, вдруг прямо в кадре сказала своей маме, что в следующей жизни она хочет стать водой. Когда английские продюсеры предложили Косаковскому снять фильм о воде, он вспомнил слова девочки и ухватился за эту идею, причем среди своих условий он выставил 96 кадров в секунду и право на финальный монтаж фильма.
Бюджет в 2 миллиона евро Косаковский и продюсеры собирали три года, в итоге у фильма порядка 20 партнеров, и ни одного российского. Самым сложным, по словам Косаковского, было объяснить партнерам, что именно он собирается делать и почему именно в формате 96 кадров в секунду. Тогда он просто снял на Байкале один эпизод и показывал его в этой проекции. Вопросы, по его словам, сразу отпадали, и становилось понятно, зачем нужен такой огромный бюджет, почему должны был звук Dolby Atmos и 4К. Как только американские продюсеры увидели ролик, они сразу выделили большую часть бюджета и они же настаивали на том, чтобы до последнего момента фильм разрабатывался в обстановке секретности, так как очень важно быть первыми в технологическом прорыве.